Объектно-ориентированное проектирование с примерами


Архитектура метафоры информационной доски - часть 3


Источники знаний, как правило, состоят из двух компонент: предусловия и действия. Предусловием называется такое состояние информационной доски, которое представляет "интерес" для конкретного источника знаний (потенциально способно его активизировать). Например, в распознавании образов предусловием может быть наличие прямой линии (которая может означать дорогу). Выполнение предусловий заставляет источник знаний сфокусировать внимание на конкретном участке информационной доски, а затем привести в действие соответствующие правила или процедурные знания.

В этих условиях очередность активизации не имеет значения: если источник знаний обнаруживает данные, полезные для решения задачи, он сигнализирует об этом контроллеру доски, фигурально выражаясь, он как бы поднимает руку, показывая, что желает сделать что-то полезное. Из нескольких источников, делающих такой жест, контроллер вызывает того, кто ему представляется наиболее перспективным.

Анализ источников знаний

Вернемся теперь к поставленной задаче и рассмотрим источники знаний, полезные для ее решения. При построении большинства приложений, основанных на знаниях, лучше всего сесть рядом с экспертом в предметной области и фиксировать те эвристики, которые он использует. В нашем случае придется попытаться расшифровать некоторое количество криптограмм и отметить особенности процесса поиска решений.

Действуя таким образом мы выявили тринадцать источников знаний, относящихся к нашей проблеме:
 

• Префиксы Наиболее часто используемые начала слов (например, re, anti, un).
• Суффиксы Наиболее часто используемые окончания слов (ly, ing, es, ed).
• Согласные Буквы, не являющиеся гласными.
• Непосредственно известные подстановки Подстановки, известные нам априори, до решения задачи.
• Двойные буквы Наиболее часто сдваиваемые буквы (tt, ll, ss).
• Частота букв Вероятность появления букв в тексте.
• Правильные строки Допустимые и недопустимые сочетания букв (например, qu

и zg).

• Сравнение с шаблоном Слова, соответствующие шаблону.
• Структура фраз Грамматика, включая знания об именных и глагольных оборотах.
• Короткие слова Одно-, двух-, трех- и четырехбуквенные слова.
• Решение Найдено ли решение или мы зашли в тупик.
• Гласные Буквы, не являющиеся согласными.
• Структура слова Расположение гласных и типичная структура существительных, глаголов, прилагательных, наречий, предлогов, союзов и т.д.

 
Исходя из объектно-ориентированного подхода, все эти источники знаний являются потенциальными кандидатами на роль классов, на основе которых создаются объекты, обладающие состоянием (знания), поведением (источник знаний о суффиксах может среагировать на слово с характерным окончанием) и индивидуальностью (знания о коротких словах не зависят от умения сравнивать с шаблоном).

Перечисленные источники знаний можно организовать в иерархию. В частности, существуют группы источников знаний о предложениях, о словах, о группах букв и об отдельных буквах. Такая иерархия соответствует объектам на информационной доске: предложениям, словам, частям слов и буквам.

11.2. Проектирование




Начало  Назад  Вперед