Объектно-ориентированное проектирование с примерами


Инструменты - часть 4


Одной из таких задач является проблема времени жизни объектов. Может встретиться клиент, который не хочет или не нуждается в использовании полно масштабной объектно-ориентированной базы данных, а планирует лишь время от времени сохранять состояние таких структур, как очереди и множества, чтобы иметь возможность получить их состояние при следующем вызове из той же программы или из другого приложения. Принимая во внимание то, что подобные требования могут возникать довольно часто, имеет смысл дополнить нашу библиотеку простым механизмом сохранения объектов.

Сделаем два допущения, касающихся этого механизма. Во-первых, клиент должен обеспечить потоки, в которые объекты будут записываться и считываться. Во-вторых, клиент обязан обеспечить объектам поведение, необходимое для направления в поток.

Для создания такого механизма есть два альтернативных подхода. Можно построить класс-примесь, обеспечивающий семантику "долгожития"; именно такой подход реализован во многих объектно-ориентированных базах данных. В качестве альтернативы можно создать класс, экземпляры которого выступают в качестве агентов, ответственных за перенаправление различных структур в поток. Для того, чтобы обосновать наш выбор, попробуем оценить преимущества и недостатки того и другого подхода.

Как оказалось, для выбранного очень простого механизма сохраняемости примесь не совсем подходит (зато она очень хорошо вписывается в архитектуру настоящей объектно-ориентированной базы данных). При использовании примеси пользователь должен сам добавить ее к своему классу, зачастую переопределив при этом некоторые служебные функции класса-примеси. В нашем случае, для такого простого механизма это окажется неэффективным, так как пользователю будет легче разработать свои средства, чем дорабатывать библиотечные. Таким образом, мы склоняемся ко второму решению, которое потребует от пользователя лишь создания экземпляра уже существующего класса.

Рис. 9-14 иллюстрирует работу такого механизма, продлевающего жизнь объектов за счет работы отдельного агента.


Начало  Назад  Вперед