Объектно-ориентированное проектирование с примерами

         

Ассоциация


Пример. Желая автоматизировать розничную торговую точку, мы обнаруживаем две абстракции - товары и продажи. На рис. 3-4 показана ассоциация, которую мы при этом усматриваем. Класс Product - это то, что мы продали в некоторой сделке, а класс Sale - сама сделка, в которой продано несколько товаров. Надо полагать, ассоциация работает в обе стороны: задавшись товаром, можно выйти на сделку, в которой он был продан, а пойдя от сделки, найти, что было продано.

В C++ это можно выразить с помощью того, что Румбах называет погребенными указателями [24]. Вот две выдержки из объявления соответствующих классов:

class Product;

class Sale;

class Product {
public:
...
protected: Sale* lastSale;

};

class Sale {
public:
...
protected: Product** productSold;

};

Это ассоциация вида "один-ко-многим": каждый экземпляр товара относится только к одной последней продаже, в то время как каждый экземпляр Sale может указывать на совокупность проданных товаров.

Семантические зависимости. Как показывает этот пример, ассоциация - смысловая связь. По умолчанию, она не имеет направления (если не оговорено противное, ассоциация, как в данном примере, подразумевает двухстороннюю связь) и не объясняет, как классы общаются друг с другом (мы можем только отметить семантическую зависимость, указав, какие роли классы играют друг для друга). Однако именно это нам требуется на ранней стадии анализа. Итак, мы фиксируем участников, их роли и (как будет сказано далее) мощность отношения.

Мощность. В предыдущем примере мы имели ассоциацию "один ко многим". Тем самым мы обозначили ее мощность (то есть, грубо говоря, количество участников). На практике важно различать три случая мощности ассоциации:

    "один-к-одному"

    "один-ко-многим"

    "многие-ко-многим".

    Отношение "один-к-одному" обозначает очень узкую ассоциацию. Например, в розничной системе продаж примером могла бы быть связь между классом Sale и классом CreditCardTransaction: каждая продажа соответствует ровно одному снятию денег с данной кредитной карточки. Отношение "многие-ко-многим" тоже нередки. Например, каждый объект класса Customer (покупатель) может инициировать транзакцию с несколькими объектами класса Saleperson (торговый агент), и каждый торговый агент может взаимодействовать с несколькими покупателями. Как мы увидим в главе 5, все три вида мощности имеют разного рода вариации.



    Содержание раздела