Стандарт People CMM
Институт технологий разработки программного обеспечения, SEI долгое время работал над совершенствованием процессов разработки ПО. Результатом этой работы явилось создание модели зрелости процессов (Capability Maturity Model, CMM). В качестве дальнейшего развития этой модели институт предлагает модель оценки уровня персонала компании (People Capability Maturity Model, P-CMM), которая может служить основой стратегического совершенствования в управлении человеческим капиталом в организации.
Билл Кёртис один из авторов модели P-CMM в свое время проводил исследование среди разработчиков и выяснил, что соотношение в уровне квалификации между лучшими сотрудниками и специалистами среднего уровня составляет 20:1. Однако, не стоит рассчитывать в коммерческой разработке ПО на команды из суперзвезд. Приходится работать с коллективом людей средних способностей. Но выбор правильной технологии и развитие квалификаций сотрудников позволяет создать команду, которая оказывается очень производительной и добивается прекрасных результатов. Мы собираем людей с коэффициентом мастерства, равным единице, а не 20, но организуем их так, что они обеспечивают очень высокий уровень эффективности работы.
Базовый подход модели P-CMM — это осознание ценности каждого работника как личности и необходимости его дальнейшего развития, что полностью соответствует принципам, изложенными в данной книге.
Подобно CMM, модель P-CMM определяет 5 уровней зрелости компании в части организационного развития и управления персоналом .
- Начальный. Отличается расплывчатостью ответственности, низкой вовлеченностью персонала, отсутствием задачи развития персонала у менеджеров. Работа с кадрами ведется, как правило, без осмысления того, зачем это делать.
- Повторяемый. Проводится политика, направленная на развитие способностей персонала.
- Определенный. Внедрение в компании стандартов управления, основанных на лучших практиках работы с персоналом.
- Управляемый. Определяются и вводятся количественные показатели цели в управлении и развитии персонала.
- Оптимизируемый. На основе количественных показателей в компании осуществляется непрерывное улучшение процессов работы с персоналом.
Стратегическими целями разработанной модели P-CMM являются:
- Увеличение эффективности компании путем повышения квалификации персонала.
- Обеспечение гарантии того, что высококачественная разработка ПО является отличительной особенностью не отдельных работников, а компании в целом.
- Обеспечение совместимости между мотивацией отдельного сотрудника и мотивацией организации в целом.
- Сохранение в организации наиболее ценных и эффективных сотрудников.
Внедрение данной модели в полном объеме, а, тем более, получение формального сертификата, на мой взгляд, относятся к области маркетинговой стратегии и потребуют достаточно больших временных и материальных затраты. Если отвлечься от маркетинга, то большинство организаций используют эту модель для грамотного руководства улучшениями в области развития кадров, а не для сертификации. Примером может служить корпорация Boeing , где благодаря внедрению практик People CMM уровня 2 удалось существенно снизить текучесть кадров, улучшить процессы управления производительностью персонала и повысить уровень удовлетворенности сотрудников своей работой.